Владимир Фёдоров
"ИСПАНСКАЯ
ПАРТИЯ" НА РОССИЙСКОЙ ДОСКЕ.
Кто сделает первый ход?
Удав по имени "Системный Кризис"
всё туже сжимает Россию своими
кольцами.
О неизбежности - в той или иной
форме - политической, экономической
и социальной революции говорят
сегодня, кажется, уже все.
Действительно, какой ещё может
найтись выход из тупика
безнадежности, в который Россия
попала, как карась в вершу, в 1993 году
и в котором пребывает уже 12 лет - под
знаком деструкции, тотального
ухудшения всего, о чём только можно
подумать?... Под знаком
надвигающейся Гибели?
Сегодня только совсем смешному
человеку не понятно, что эта
система власти в принципе
совершенно неспособна - более того,
прямо мешает - провести надлежащую
реконструкцию страны, подлинные
реформы (а не перманентный 12-летний
погром всего и вся), которые
обеспечили бы экономический подъём,
благосостояние граждан и - прежде
всего - хозяйственную и
политическую независимость России.
Самое главное - предотвратили бы
окончательную и полную
дезинтеграцию страны и ликвидацию
её как геополитического таксона.
Надвигающийся на Россию социальный
взрыв - по видимости, неизбежность.
Он грозит нам ещё большими бедами,
чем нынешнее гниение.
Главная опасность в предстоящих
событиях - будут они проходить "сценарированно"
или стихийно - те хаос и сумятица, в
которые немедленно погрузится
огромная страна, как только "запахнет
жареным".
С одной стороны - возможное падение
существующего режима; безвластие в
Центре - весьма соблазнительное для
авантюристических групп разного
толка. С другой - претензии на
самостоятельность и
самодостаточность региональных
властных элит: прежде всего, в
русских регионах!
С "одного боку" - массовая
самоорганизация (Советы;
гражданские комитеты; комитеты
спасения etc.) граждан, в т.ч. -
вооружённых граждан! Зато с "другого
боку" - невиданный дотоле всплеск
ставшего уже традиционным для
России терроризма (возможно - и
ядерного!).
Видимый сегодня широкий спектр
оппозиционных партий и движений - и
полный тупик в деле создания ими
Широкого оппозиционного фронта:
тупик, который обернётся
всенепременным раздраем в "революционном
лагере" после крушения ельцинско-путинской
системы.
Этот раздрай будет особенно усилен
двумя вполне враждебными друг
другу сценариями-векторами
прогнозируемой революции: "оранжевым"
и "национал-патриотическим".
Он, конечно же, обернётся ещё
большим хаосом, если не откровенной
гражданской войной.
И все эти прелести обязательно
завершатся интервенцией НАТО.
Хорошо, если не ядерной войной.
После чего слово "Россия"
будет фигурировать только в
учебниках истории - как "Византия"
и "Древний Вавилон".
Итак, вроде бы - налицо ещё более
тоскливый тупик: пресловутый "выбор
из двух зол". Но это не тупик!
Потому что - "выбора" нет.
Законы истории затягивают Россию в
революцию, как в воронку.
Таким образом, нам оставлена только
одна задача: как проскользнуть
через эту воронку покомфортнее?
Эта задача имеет решение! Есть даже
и хороший исторический прецедент...
Для того, чтобы придти к такому (возможно
- единственному) Решению, к
правильному Ответу на Вызов
Истории, необходимо учесть и ясно
осознать следующие базовые факторы:
1. Никто из участников драмы не
предрасположен нести серьёзные
потери ("приносить жертвы" тож)
- ни "колониальный" или "олигархический",
или "бюрократический" режим;
ни "олигархи" (они же "компрадоры");
ни представители "честного
русского бизнеса"; ни
политические силы оппозиции (от
крайнего "лево" до крайнего
"право"); ни общество -
российский массовый обыватель:
мелкобуржуазный по духу (менталитету)
и трусоватый.
Никто - нравственно и
психологически - не готов к
серьёзному ущербу, который
непременно понесут обе стороны,
дойди дело до мощного социального
столкновения (так, чтобы "только
одна" - теперь уже не получится:
не 1993 год на дворе).
2. С мощным - непропорционально
мощным для страны III мира, в которую
уже почти превратилась Россия -
бюрократическим аппаратом (собственно
бонапартистским государством,
сформировавшимся в 1993-2005 гг.,
называйте его хоть "колониальной
администрацией", хоть "Железной
Пятой") ничего поделать нельзя.
Даже если к нам приедет на танках
НАТО - она вынуждена будет
использовать этот аппарат,
пронизавший всю Россию своими
щупальцами...
Да, этот аппарат, эту
государственную машину можно
только использовать - в том числе, и
оппозиционным этой машинище
партиям и слоям общества. Иное -
иллюзия, в худшем случае - кровь.
3. Государственная верхушка (президент, его администрация, министерская элита и проч.) - на худой конец, её наиболее вменяемая часть - достаточно разумна, чтобы под нажимом форс-мажорных обстоятельств попытаться договориться с кем угодно - если это не приведёт к потере её заграничных счетов. Договориться, чтобы достойно и не бедно уйти или чтобы сохранить за собой часть кормушки.
4. Армия стрелять в народ не будет ни при каких обстоятельствах, но к окончательному разрушению государства отнесётся... Как бы это помягче сказать? Неодобрительно.
5. "Оранжевый" сценарий (или
что-то ему подобное) в России не
пройдёт никогда - в силу множества
причин: в первую очередь, в силу
огромного недоверия (подкреплённого
опытом) большей части населения к
его здешним носителям (посмотрим,
как пройдут выборы в Москве - самом
"либеральном" городе России).
Нашим "либералам" и
примкнувшим к ним отдельным
либералам без кавычек следует не
"попытаться договориться", а
именно в обязательном порядке,
непременно договориться с другой
составляющей оппозиционного
лагеря и с разумными силами в
госаппарате (последнее для них не
сложно: не привыкать!) - чтобы
сохранить наиболее разумное и для
всех приемлемое ядро своего
проекта и - что не менее для них
важно - отговорить себе надёжное
"место под солнцем".
6. Но и нашим "красным" и "национал-патриотам"
- от "либералов" никуда не
деться.
Массовость у них - гораздо гуще,
зато поддержки пресловутого "мирового
сообщества" - никакой (см. про
натовские танки).
Никуда не деться им и от "проклятого
колониально-антирусского
государства", в которое так
хорошо вписались их вожди и витии (за
исключением маргиналов да Э.
Лимонова).
Тоже придётся договариваться,
находить компромисс со всеми... Да
тоже ведь - не привыкать, пожалуй?
7. Серьёзный бизнес в России (во всех его ипостасях) - примет любые правила игры - лишь бы выйти из этой игры с наименьшими потерями (лучше - вообще без потерь).
8. Профсоюзы, политическая роль
которых сегодня невелика, в
ситуации, угрожающей хаосом, станут
грозной политической силой - как
единственный структурированный,
мощный, дисциплинированный субъект,
дистанцированный от всех "политически
заинтересованных" сторон "дискуссии",
к тому же - имеющий в своих руках
такое устрашающее оружие, как
всеобщая забастовка.
При этом профсоюзная верхушка,
увидев "качающуюся власть", -
отшатнётся от неё первой, пытаясь в
то же время направить "революционные
преобразования" в мирно-бюрократическое
русло, обеспечивающее сохранение
её - профверхушки - нынешнего
положения.
9. Наконец - самое серьёзное, самое
грозное, самое неконтролируемое:
народная самоорганизация,
пресловутая "НОРМА" ("Народно-освободительная
российская массовая акция"),
стихийное движение "улицы",
растущее и крепнущее на наших
глазах: Советы и Комитеты,
возникшие после январско-февральских
акций протеста (и объединяющиеся
под эгидой СКС); "Народный
Контроль"; неформальные
забастовочные комитеты и т.д. - всё
это, непринуждённо связанное
интернетовской паутиной и гораздо
более эффективное, чем может
показаться на первый взгляд (когда
дойдёт до дела - окажется, что это
гораздо более эффективно. чем
большевистская партия 1917 года).
Вот этой гражданской массе -
вынужденной объединяться и
протестовать под нажимом всё более
невыносимых обстоятельств - хаос,
бандитизм, беспорядок, безвластье
нужны меньше, чем кому-либо из
вышеперечисленных: это ведь не
авантюристическая политическая
группа "пассионариев",
жаждущих "ввязаться в драчку".
Это - осатаневшие от
беспросветности мирные обыватели,
"мещане"... Те, кому мешают
стать культурным средним классом.
Им-то в первую очередь захочется
обойтись без стрельбы с крыш и
эксцессов. У них нет охраны и
возможности удрать "за бугор" -
а самим ходить с автоматами
наперевес как-то не очень хочется.
Таким образом - в назревающем
известном сюжете, когда кто-то "уже
не может", а кто-то "уже не
хочет", - все его герои
парадоксальным образом заранее
склонны к компромиссу.
Ни одна из перечисленных групп и
сил организатором такого
компромисса, "третейским судьёй"
быть не может - все (включая и
упомянутых профсоюзных боссов)
слишком заинтересованы в
одностороннем исходе борьбы.
Поэтому совершенно естественным в
этой ситуации явится появление на
сцене совершенно нового для
современной России политического
субъекта, некого института,
равноудалённого от всех участников
борьбы и равноавторитетного для
них (пусть для кого-то - и "условно
авторитетного": так сказать, "не
от хорошей жизни").
Такой институт, при определённых
обстоятелствах могущий выполнить
роль "общего знаменателя",
хорошо известен. Это традиционная
для России надстройка, именуемая
"монархией" (или - лучше - "Монархией").
Это та самая Монархия (или монархия),
которая при похожих
обстоятельствах сыграла именно
такую вот - арбитражно-организационную
- роль в послефранкистской Испании.
Разумеется - различия имеются; и
ощутимые: в Испании сам Франко
формально восстановил Монархию в
1947 году - в 1975-1978 гг. она лишь вышла
из "дремлющего состояния", по-настоящему
ожила. Для нас Монархия сегодня -
это какая-то экзотика, "плюсквамперфектум",
утешение полубезумных маргиналов...
Но мало ли, что - сегодня! Сегодня -
так, завтра - будет по-другому.
Как только будет осознано
большинством субъектов
политической биржи, что из
усугубляющихся русских условий
виден только один вменяемый выход;
что компромисс (причём, не шаткое
"согласие, чтоб войны не было",
а действенный, революционный
компромисс, открывающий для России
широкий путь вменяемого развития)
возможен только на одной основе -
так идея Реставрации Монархии
сразу перейдёт из ряда "альтернативных"
в число наиболее востребованных
парадигм, идей и практик.
Как известно, в 1977 г. испанское
правительство и широкий круг самых
разных политических сил Испании
совместно выработали и подписали
деловой план демократических
преобразований в Испании, план
перехода её от франкизма (точнее -
постфранкизма) к цивилизованному
либеральному обществу - т.н. "Пакт
Монклоа" (по названию
правительственной резиденции в
Мадриде). В этом плане участвовали
практически все политические силы
Испании - от франкистов ("фашистов")
на правом фланге - до коммунистов и
социалистов на левом.
На "Пакт Монклоа" обречена и
Россия: иначе её не будет.
Путину или - скорее всего - кому-то
другому придётся в самое ближайшее
время созвать широкое Совещание
всех серьёзных политических (и
неполитических) сил России под
девизом "Не взирая на лица!". По
меньшей мере - всех, кто перечислен
выше (см. пп. 2-9), а также
представителей РПЦ и других
конфессий.
Должно быть принято решение о
немедленном созыве
Конституционного Собрания (напр. -
выборы в это Собрание вместо
выборов в Думу).
Конституционное Собрание должно
принять новый Основной Закон
страны: вместо теперешней
полуконституции авторитарного
типа, принятой в 1993 году в условиях
террора и беззакония и являющейся
главным юридическим источником
режима личной власти, перманентно
сползающего к диктатуре. Но -
заметим - созыв Конституционного
Собрания нынешним основным законом
предусмотрен (см. главу 9)!...
Новая Конституция должна быть
цивилизованным правовым
документом прямого действия, не
только гарантирующим (а не просто
"провозглашающим")
политические, экономические и
социальные права и свободы граждан,
но и подробно и однозначно
регламентирующим действие
основных государственных
механизмов (как это делают, к
примеру, конституции США и Испании).
Далее - в российских условиях - это
должен быть компромиссный документ,
включающий основные требования
всех главных общественных сил
России и оговаривающий особые
права каждой из её социальных групп.
Эта Конституция должна
колоссально повысить роль
самоуправления, отдать всю полноту
власти на местах - прямой
демократии: граждане России верят
сегодня только самим себе и ни на
что иное - не согласятся.
Наконец - новая Конституция должна
привести в действие принципиально
новый для современной России
особый институт верховной власти -
стоящий над всеми
заинтересованными группами и
структурами, равноудалённый от них:
институт Монархии, опирающийся на
авторитет абсолютной легитимности.
Разумеется, это должна быть
современная Монархия -
ограниченная прямой волей граждан
и контролируемая ими. Но - по смыслу
изложенного выше - для нас
актуальна Монархия, несколько, всё
же, более сильная и самодостаточная,
чем в Испании.
Династические и другие подобные вопросы, в частности, вопрос о конкретной кандидатуре на Престол, - второстепенные по сравнению с восстановлением Монархии как системы, как именно парадигмы государственного устроения - будут достаточно легко и быстро решены (с помощью уже нового законодательства) в рамках конструктивного общественного согласия.
Данное решение обеспечит России мирный путь политического выхода из системного кризиса, мирную реструктуризацию нынешней властной системы (вместо её хаотического "слома") и минимальные потери для всех сторон гражданской борьбы - мирный путь Русской Революции.