Владимир Фёдоров

"ИСПАНСКАЯ ПАРТИЯ" НА РОССИЙСКОЙ ДОСКЕ.
Кто сделает первый ход?

Удав по имени "Системный Кризис" всё туже сжимает Россию своими кольцами.
О неизбежности - в той или иной форме - политической, экономической и социальной революции говорят сегодня, кажется, уже все.
Действительно, какой ещё может найтись выход из тупика безнадежности, в который Россия попала, как карась в вершу, в 1993 году и в котором пребывает уже 12 лет - под знаком деструкции, тотального ухудшения всего, о чём только можно подумать?... Под знаком надвигающейся Гибели?
Сегодня только совсем смешному человеку не понятно, что эта система власти в принципе совершенно неспособна - более того, прямо мешает - провести надлежащую реконструкцию страны, подлинные реформы (а не перманентный 12-летний погром всего и вся), которые обеспечили бы экономический подъём, благосостояние граждан и - прежде всего - хозяйственную и политическую независимость России. Самое главное - предотвратили бы окончательную и полную дезинтеграцию страны и ликвидацию её как геополитического таксона.
Надвигающийся на Россию социальный взрыв - по видимости, неизбежность. Он грозит нам ещё большими бедами, чем нынешнее гниение.
Главная опасность в предстоящих событиях - будут они проходить "сценарированно" или стихийно - те хаос и сумятица, в которые немедленно погрузится огромная страна, как только "запахнет жареным".
С одной стороны - возможное падение существующего режима; безвластие в Центре - весьма соблазнительное для авантюристических групп разного толка. С другой - претензии на самостоятельность и самодостаточность региональных властных элит: прежде всего, в русских регионах!
С "одного боку" - массовая самоорганизация (Советы; гражданские комитеты; комитеты спасения etc.) граждан, в т.ч. - вооружённых граждан! Зато с "другого боку" - невиданный дотоле всплеск ставшего уже традиционным для России терроризма (возможно - и ядерного!).
Видимый сегодня широкий спектр оппозиционных партий и движений - и полный тупик в деле создания ими Широкого оппозиционного фронта: тупик, который обернётся всенепременным раздраем в "революционном лагере" после крушения ельцинско-путинской системы.
Этот раздрай будет особенно усилен двумя вполне враждебными друг другу сценариями-векторами прогнозируемой революции: "оранжевым" и "национал-патриотическим". Он, конечно же, обернётся ещё большим хаосом, если не откровенной гражданской войной.
И все эти прелести обязательно завершатся интервенцией НАТО. Хорошо, если не ядерной войной.
После чего слово "Россия" будет фигурировать только в учебниках истории - как "Византия" и "Древний Вавилон".
Итак, вроде бы - налицо ещё более тоскливый тупик: пресловутый "выбор из двух зол". Но это не тупик! Потому что - "выбора" нет. Законы истории затягивают Россию в революцию, как в воронку.
Таким образом, нам оставлена только одна задача: как проскользнуть через эту воронку покомфортнее?
Эта задача имеет решение! Есть даже и хороший исторический прецедент...
Для того, чтобы придти к такому (возможно - единственному) Решению, к правильному Ответу на Вызов Истории, необходимо учесть и ясно осознать следующие базовые факторы:

1. Никто из участников драмы не предрасположен нести серьёзные потери ("приносить жертвы" тож) - ни "колониальный" или "олигархический", или "бюрократический" режим; ни "олигархи" (они же "компрадоры"); ни представители "честного русского бизнеса"; ни политические силы оппозиции (от крайнего "лево" до крайнего "право"); ни общество - российский массовый обыватель: мелкобуржуазный по духу (менталитету) и трусоватый.
Никто - нравственно и психологически - не готов к серьёзному ущербу, который непременно понесут обе стороны, дойди дело до мощного социального столкновения (так, чтобы "только одна" - теперь уже не получится: не 1993 год на дворе).

2. С мощным - непропорционально мощным для страны III мира, в которую уже почти превратилась Россия - бюрократическим аппаратом (собственно бонапартистским государством, сформировавшимся в 1993-2005 гг., называйте его хоть "колониальной администрацией", хоть "Железной Пятой") ничего поделать нельзя. Даже если к нам приедет на танках НАТО - она вынуждена будет использовать этот аппарат, пронизавший всю Россию своими щупальцами...
Да, этот аппарат, эту государственную машину можно только использовать - в том числе, и оппозиционным этой машинище партиям и слоям общества. Иное - иллюзия, в худшем случае - кровь.

3. Государственная верхушка (президент, его администрация, министерская элита и проч.) - на худой конец, её наиболее вменяемая часть - достаточно разумна, чтобы под нажимом форс-мажорных обстоятельств попытаться договориться с кем угодно - если это не приведёт к потере её заграничных счетов. Договориться, чтобы достойно и не бедно уйти или чтобы сохранить за собой часть кормушки.

4. Армия стрелять в народ не будет ни при каких обстоятельствах, но к окончательному разрушению государства отнесётся... Как бы это помягче сказать? Неодобрительно.

5. "Оранжевый" сценарий (или что-то ему подобное) в России не пройдёт никогда - в силу множества причин: в первую очередь, в силу огромного недоверия (подкреплённого опытом) большей части населения к его здешним носителям (посмотрим, как пройдут выборы в Москве - самом "либеральном" городе России).
Нашим "либералам" и примкнувшим к ним отдельным либералам без кавычек следует не "попытаться договориться", а именно в обязательном порядке, непременно договориться с другой составляющей оппозиционного лагеря и с разумными силами в госаппарате (последнее для них не сложно: не привыкать!) - чтобы сохранить наиболее разумное и для всех приемлемое ядро своего проекта и - что не менее для них важно - отговорить себе надёжное "место под солнцем".

6. Но и нашим "красным" и "национал-патриотам" - от "либералов" никуда не деться.
Массовость у них - гораздо гуще, зато поддержки пресловутого "мирового сообщества" - никакой (см. про натовские танки).
Никуда не деться им и от "проклятого колониально-антирусского государства", в которое так хорошо вписались их вожди и витии (за исключением маргиналов да Э. Лимонова).
Тоже придётся договариваться, находить компромисс со всеми... Да тоже ведь - не привыкать, пожалуй?

7. Серьёзный бизнес в России (во всех его ипостасях) - примет любые правила игры - лишь бы выйти из этой игры с наименьшими потерями (лучше - вообще без потерь).

8. Профсоюзы, политическая роль которых сегодня невелика, в ситуации, угрожающей хаосом, станут грозной политической силой - как единственный структурированный, мощный, дисциплинированный субъект, дистанцированный от всех "политически заинтересованных" сторон "дискуссии", к тому же - имеющий в своих руках такое устрашающее оружие, как всеобщая забастовка.
При этом профсоюзная верхушка, увидев "качающуюся власть", - отшатнётся от неё первой, пытаясь в то же время направить "революционные преобразования" в мирно-бюрократическое русло, обеспечивающее сохранение её - профверхушки - нынешнего положения.

9. Наконец - самое серьёзное, самое грозное, самое неконтролируемое: народная самоорганизация, пресловутая "НОРМА" ("Народно-освободительная российская массовая акция"), стихийное движение "улицы", растущее и крепнущее на наших глазах: Советы и Комитеты, возникшие после январско-февральских акций протеста (и объединяющиеся под эгидой СКС); "Народный Контроль"; неформальные забастовочные комитеты и т.д. - всё это, непринуждённо связанное интернетовской паутиной и гораздо более эффективное, чем может показаться на первый взгляд (когда дойдёт до дела - окажется, что это гораздо более эффективно. чем большевистская партия 1917 года).
Вот этой гражданской массе - вынужденной объединяться и протестовать под нажимом всё более невыносимых обстоятельств - хаос, бандитизм, беспорядок, безвластье нужны меньше, чем кому-либо из вышеперечисленных: это ведь не авантюристическая политическая группа "пассионариев", жаждущих "ввязаться в драчку". Это - осатаневшие от беспросветности мирные обыватели, "мещане"... Те, кому мешают стать культурным средним классом.
Им-то в первую очередь захочется обойтись без стрельбы с крыш и эксцессов. У них нет охраны и возможности удрать "за бугор" - а самим ходить с автоматами наперевес как-то не очень хочется.

Таким образом - в назревающем известном сюжете, когда кто-то "уже не может", а кто-то "уже не хочет", - все его герои парадоксальным образом заранее склонны к компромиссу.
Ни одна из перечисленных групп и сил организатором такого компромисса, "третейским судьёй" быть не может - все (включая и упомянутых профсоюзных боссов) слишком заинтересованы в одностороннем исходе борьбы.
Поэтому совершенно естественным в этой ситуации явится появление на сцене совершенно нового для современной России политического субъекта, некого института, равноудалённого от всех участников борьбы и равноавторитетного для них (пусть для кого-то - и "условно авторитетного": так сказать, "не от хорошей жизни").
Такой институт, при определённых обстоятелствах могущий выполнить роль "общего знаменателя", хорошо известен. Это традиционная для России надстройка, именуемая "монархией" (или - лучше - "Монархией").
Это та самая Монархия (или монархия), которая при похожих обстоятельствах сыграла именно такую вот - арбитражно-организационную - роль в послефранкистской Испании.
Разумеется - различия имеются; и ощутимые: в Испании сам Франко формально восстановил Монархию в 1947 году - в 1975-1978 гг. она лишь вышла из "дремлющего состояния", по-настоящему ожила. Для нас Монархия сегодня - это какая-то экзотика, "плюсквамперфектум", утешение полубезумных маргиналов...
Но мало ли, что - сегодня! Сегодня - так, завтра - будет по-другому.
Как только будет осознано большинством субъектов политической биржи, что из усугубляющихся русских условий виден только один вменяемый выход; что компромисс (причём, не шаткое "согласие, чтоб войны не было", а действенный, революционный компромисс, открывающий для России широкий путь вменяемого развития) возможен только на одной основе - так идея Реставрации Монархии сразу перейдёт из ряда "альтернативных" в число наиболее востребованных парадигм, идей и практик.

Как известно, в 1977 г. испанское правительство и широкий круг самых разных политических сил Испании совместно выработали и подписали деловой план демократических преобразований в Испании, план перехода её от франкизма (точнее - постфранкизма) к цивилизованному либеральному обществу - т.н. "Пакт Монклоа" (по названию правительственной резиденции в Мадриде). В этом плане участвовали практически все политические силы Испании - от франкистов ("фашистов") на правом фланге - до коммунистов и социалистов на левом.
На "Пакт Монклоа" обречена и Россия: иначе её не будет.
Путину или - скорее всего - кому-то другому придётся в самое ближайшее время созвать широкое Совещание всех серьёзных политических (и неполитических) сил России под девизом "Не взирая на лица!". По меньшей мере - всех, кто перечислен выше (см. пп. 2-9), а также представителей РПЦ и других конфессий.
Должно быть принято решение о немедленном созыве Конституционного Собрания (напр. - выборы в это Собрание вместо выборов в Думу).
Конституционное Собрание должно принять новый Основной Закон страны: вместо теперешней полуконституции авторитарного типа, принятой в 1993 году в условиях террора и беззакония и являющейся главным юридическим источником режима личной власти, перманентно сползающего к диктатуре. Но - заметим - созыв Конституционного Собрания нынешним основным законом предусмотрен (см. главу 9)!...
Новая Конституция должна быть цивилизованным правовым документом прямого действия, не только гарантирующим (а не просто "провозглашающим") политические, экономические и социальные права и свободы граждан, но и подробно и однозначно регламентирующим действие основных государственных механизмов (как это делают, к примеру, конституции США и Испании).
Далее - в российских условиях - это должен быть компромиссный документ, включающий основные требования всех главных общественных сил России и оговаривающий особые права каждой из её социальных групп.

Эта Конституция должна колоссально повысить роль самоуправления, отдать всю полноту власти на местах - прямой демократии: граждане России верят сегодня только самим себе и ни на что иное - не согласятся.
Наконец - новая Конституция должна привести в действие принципиально новый для современной России особый институт верховной власти - стоящий над всеми заинтересованными группами и структурами, равноудалённый от них: институт Монархии, опирающийся на авторитет абсолютной легитимности.
Разумеется, это должна быть современная Монархия - ограниченная прямой волей граждан и контролируемая ими. Но - по смыслу изложенного выше - для нас актуальна Монархия, несколько, всё же, более сильная и самодостаточная, чем в Испании.

Династические и другие подобные вопросы, в частности, вопрос о конкретной кандидатуре на Престол, - второстепенные по сравнению с восстановлением Монархии как системы, как именно парадигмы государственного устроения - будут достаточно легко и быстро решены (с помощью уже нового законодательства) в рамках конструктивного общественного согласия.

Данное решение обеспечит России мирный путь политического выхода из системного кризиса, мирную реструктуризацию нынешней властной системы (вместо её хаотического "слома") и минимальные потери для всех сторон гражданской борьбы - мирный путь Русской Революции.

Hosted by uCoz