КОГДА ЛИКТОРЫ СКЛОНЯЮТ ФАСЦИИ
или рассуждения о гражданских войнах в Римской республике I века до н. э. в связи с назначенными на 26 марта досрочными президентскими выборами.
Утонченник седьмого
века,
Принявший Греции последний вздох,
Ты презирать учился человека
У самой низменной из всех земных
эпох!
И справедливо мрамор саркофага
Гласил испуганным векам:
“Никто друзьям не сделал столько
блага
И столько зла - врагам!”
Ты был велик и в мести и в разврате,
Ты счастлив был в любви и на войне,
Ты превзошёл все грани вероятий,
Вином земных блаженств упился ты
вполне.
И выразил себя, когда, царя над
Римом,
Не зная, где предел твоих безмерных
сил, -
С каким презрением невыразимым
Народу ты свободу возвратил!
(В. Я. Брюсов - “Сулла”)
Марк Твен говаривал: “Когда то,
чего очень долго ждёшь, наконец,
случается, это всегда
неожиданность”. “Добровольная”
отставка Бориса Ельцина с поста,
который он незаконно удерживал со
времени кровавого октября 1993 г.,
стала такой ожидаемой
неожиданностью. Ушёл Ельцин, как и
правил, по-свински, изгадив многим
политикам новогодние торжества,
заставив их бросить недопитые
фужеры с шампанским и срочно
созваниваться, встречаться,
договариваться о возможных союзах
в ходе скоротечной предвыборной
кампании. Что поделаешь, не может он
без этого. Но уже задолго до
новогоднего подарка “дорогим
россиянам” в СМИ развернулась
дискуссия, что делать с Ельциным,
когда он...
Точнее, дискуссии особой не
получилось: большинство СМИ
сходятся на том, что лучше оставить
всё как есть - во имя гражданской
стабильности и согласия, чтобы не
было войны. Да, нарушал конституцию,
расстрелял парламент, приватизация
при нём какая-то неправильная
прошла то ли дикая, то ли мафиозная,
то ли номенклатурная, то ли и то и
другое и третье вместе взятое. Но
ведь всё это в прошлом, зачем его
ворошить, давайте жить дальше,
глаза-то у человека не сзади ведь. И
конституция нынешняя, быть может,
не совсем правильно принята, и сама
она немножечко несовершенна. Но
ведь привыкли уже, который год по
ней живём, может, попробуем пожить
дальше - вдруг получится? А итоги
приватизации пересмотру не
подлежат! Ну и что, что мафиозная?
Зато в результате её сформирован
класс собственников, которые будут
защищать свою “священную и
неприкосновенную” до последней
капли крови! Чьей? Ну не своей же,
разумеется! А Ельцин пусть живёт
себе на пенсии - чего его трогать?!
Вас он не трогает. И вообще -
старость надо уважать.
Иногда история даёт полезные уроки.
И я хотел бы привести пример из
истории последних лет Римской
республики, когда римляне
оказались перед сходным выбором. И
поступили они именно так, как
советуют “независимые”
российские журналисты. Посмотрим,
что из этого получилось.
В 80-е годы I в. до н. э. устои
республики были впервые потрясены
многолетней и чрезвычайно жестокой
гражданской войной между
демократической партией (популяры -
от слова “populus” - народ) и
аристократической (оптиматы - от
слова “optimus” - лучший). Во главе
каждой партии стояли блестящие
полководцы - лидером популяров был
грубоватый плебей, любимец воинов и
бедноты Гай Марий. Лидером
оптиматов - знатный патриций,
гордившийся своими любовными
победами не меньше, чем военными и
называвший себя “любимцем
Афродиты”, Луций Корнелий Сулла,
человек, сочетавший в себе
утончённую образованность и
звериную жестокость. Власть
несколько раз переходила из рук в
руки, но в конце-концов оптиматы
победили, и Сулла в очередной раз
взял Рим. В конце 82 г. до н. э. перед
лицом легионов победителя
напуганные сенаторы по подсказке
Суллы провозгласили его диктатором
с расширенными полномочиями “до
тех пор, пока город, Италия и всё
государство, расшатанные войной и
анархией, не войдут в нормальное
состояние”. Естественно,
определять, вошли ли город, Италия и
всё государство в “нормальное
состояние” или ещё не совсем вошли,
должен был сам диктатор. Поэтому
никто в Риме не сомневался, что
Сулла будет править пожизненно.
Надо сказать, сам пост диктатора не
был для Рима чем-то одиозным, хотя
последний раз диктатора назначали
за 120 лет до того - в 202 г. до н. э.. В
чрезвычайной ситуации сенат мог
предоставить особые полномочия
какому-либо гражданину республики
сроком не более 6 месяцев. В течении
этого срока он мог распоряжаться
жизнью любого римлянина, его
сопровождали 24 ликтора* с фасциями
(в том числе и в черте города), его
решений не мог оспорить никто, даже
народный трибун. Но по истечении
этого срока диктатор должен был
дать отчёт о своих действиях и нёс
полную ответственность за них.
Прежде история не знала, чтобы
какой-либо законопослушный
римлянин пытался продлить срок
полномочий, зато знала много
примеров противоположного рода.
Римляне с гордостью вспоминали
великого Марка Фурия Камилла
спасителя Рима от галлов, которого 5
раз назначали диктатором. Или
скромного Луция Квинкция
Цинцинната, у которого после того,
как недруги вынудили заплатить
огромный штраф, остался лишь клочок
земли за Тибром. И когда к нему
явилась делегация сенаторов, чтобы
просить принять звание диктатора и
спасти Отечество, у него не нашлось
даже приличной тоги, чтобы принять
высоких гостей. Когда же он в
сопровождении ликторов явился в
город, враги в страхе ждали
наказания за несправедливость в
отношении будущего диктатора. Но
Цинциннат никому не стал мстить, он
произвёл воинский набор, разгромил
неприятеля, справил триумф и сложил
с себя полномочия диктатора на 16-й
день(!), чтобы вернуться к труду
землепашца. Но это всё предания
ранней республики, когда суровые и
скромные римляне, окружённые
неприятелями, постоянно вели с ними
смертельную борьбу за выживание и
расширение жизненного
пространство. Теперь римляне, став
хозяевами мира, никак не могли
справиться с обрушившемся на них
богатством. И они стали убивать
друг друга.
Став диктатором, Сулла обрушил
жестокие репрессии на противников.
Множество жителей Италии было
убито без суда, у многих было
отобрано имущество. Особую
ненависть у римлян вызывали
проскрипции (от глаг. proscribere -
вписывать) - списки лиц, объявленных
диктатором вне закона, начертанные
на деревянных досках и регулярно
дополняющиеся. Каждый, убивший
внесённого в проскрипционный
список, получал огромное
вознаграждение - в два таланта, а
тот, кто пытался укрыть
осуждённого, сам объявлялся вне
закона (даже если тот приходится
ему отцом или сыном). Имущество
внесённого в “таблицы мёртвых” и
его родственников подлежало
конфискации.
“Списки составлялись не в одном
Риме, но в каждом городе Италии. И не
остались не запятнанными убийством
ни храм бога, ни очаг гостеприимца,,
ни отчий дом. Мужей резали на глазах
жён, детей - на глазах матерей.
Павших жертвою гнева и вражды было
ничтожно мало по сравнению с теми,
кто был убит из-за денег... Квинт
Аврелий, человек, чуждающийся
государственных дел, полагал, что
беда касается его лишь постольку,
поскольку он сострадает
несчастным. Придя на форум, он стал
читать список и, найдя там своё имя,
промолвил: “Горе мне! За мною
гонится моё альбанское имение”. Он
не ушёл далеко, кто-то бросился
следом и прирезал его”. (Плутарх
“Сулла” XXXI).
Не было дня, чтобы к дому Суллы не
приходили гости с отрезанными
головами его противников (или
просто богатых людей, которых порой
вносили в список задним числом) - и
всех диктатор щедро награждал.
Всего было убито 15 консулов и
консуляров (бывших консулов), 90
сенаторов, 2600 всадников и более 100
тыс. других римлян.
Едва ли римляне, разбогатевшие на
проскрипциях, могли мечтать о
восстановлении законности в
городе. Ещё меньше могли мечтать о
ней 120 тыс. ветеранов Суллы. Чтобы
наградить их землёй, диктатор
разрешил им согнать с земельных
наделов жителей тех районов Италии,
где Марий пользовался особой
популярностью. Несчастным
крестьянам осталось только
добывать себе хлеб разбоем и
попрошайничеством. И ещё меньше
могли мечтать о законности 10 тыс.
корнелиев - бывших рабов,
наделённых Суллой правами римского
гражданина (вместе с родовым именем
диктатора). Таким образом, в Риме
сформировался слой общества не
менее многочисленный, чем те, кто
сегодня в России “не
заинтересованы в пересмотре итогов
приватизации”. И тем и другим
хотелось, чтобы всё оставалось так,
как есть.
В спешном порядке была принята
новая конституция. В ней были
довольно резко урезаны права
простых римлян, жителей италийских
городов (италиков), защитников
интересов плебеев - народных
трибунов, которые даже законы в
народное собрание отныне могли
вносить только с одобрения сената.
Таким образом, народное собрание
превратилось в совещательный орган
(почти как наша Дума), а народные
трибуны - в простых ходатаев за
отдельных лиц. Права сената были,
напротив, значительно расширены, а
сам сенат значительно обновлён и
пополнен. Казалось бы, в городе
навеки утвердилось непререкаемое
господство знати.
И вдруг в начале 79 г до н. э. Сулла к
всеобщему изумлению заявил, что он
завершил дело преобразования
государства и слагает с себя
обязанности диктатора. После этого
он распустил ликторов и спросил у
римлян, не желает ли кто-то
потребовать у него отчёта. Все
молчали. Тогда Сулла в
сопровождении одних друзей без
свиты отправился домой. И с этого
момента Рим жил ожиданием: найдётся
ли среди них хотя бы один, кто
осмелится вызвать бывшего
диктатора в суд, кто не испугается
гнева сулланских ветеранов и
вольноотпущенников. Таковых среди
совершеннолетних римлян не
нашлось, и спустя год Сулла умер
СВОЕЙ смертью (от кровоизлияния в
мозг) и был похоронен с почестями.
На форуме в его честь была
установлена конная статуя с
надписью “Корнелию Сулле,
Счастливому диктатору” (Felici dictatori).
Ещё более знаменита придуманная им
самим надпись на его гробнице на
Марсовом поле, где прежде хоронили
только царей: “Никто не сделал
больше добра своим друзьям и больше
зла своим врагам”.
Итак, римляне пожертвовали
принципами формальной законности и
справедливости во имя гражданской
стабильности и спокойствия. Но
получили ли они и то и другое?
Безнаказанность узурпатора стала
примером для многих других
честолюбцев. И весь I век до н. э.
стал веком гражданских войн,
переворотов, удавшихся и
неудавшихся, веком смут,
нестабильности, голода (особенно,
когда одной из сторон удавалось
блокировать Италию, нуждающуюся в
постоянном подвозе хлеба). Римский
историк Салюстий дал весьма
суровую оценку последствий
сулланского переворота: “С тех пор
как Сулла силой оружия захватил
власть, стали расти жадность и
корыстолюбие, тогда всё сделалось
добычей хищения и произвола. Люди
наперерыв стали захватывать и
отнимать друг у друга земли, дома и
деньги. Победители не знали ни меры,
ни границ своей жадности,
жестокости и произвола. Не было
того неистовства, которое они не
испробовали на своих
соотечественниках...” (De coniur. Cat., XI,
4.)
И под конец века республику сменил
принципат Божественного Августа,
который установил, наконец, мир в
государстве и даже дважды на
короткое время закрывал двери
храма Януса, открытые в дни войны.
За всё время существования
республики эти двери ни разу не
были закрыты. А следующими после
Августа императорами стали
печально знаменитые своими
преступлениями Тиберий и
Калигула...
Конечно, я не хочу сказать, что
республика в Риме погибла только
потому, что среди жителей огромного
города не нашлось ни одного, у кого
хватило бы мужества вызвать
кровавого тирана в суд, когда такая
возможность у них была. Республика
сменилась принципатом (или, иначе
говоря, империей) в силу целого ряда
социально-экономических причин, о
которых написано немало. Возможно,
пассивность римлян стала одним из
следствий этих причин. Но
непреложным остаётся факт: не может
быть свободным народ, которому лень
отстаивать свою свободу, который не
желает сурово наказывать своих
палачей и разорителей, который не
готов с дотошностью и
скурпулёзностью ранних римлян
требовать от своих правителей
неукоснительного следования букве
закона. Только перед таким народом
они склонят фасции.
* Каждый год римляне избирали двух консулов - высших должностных лиц республики. Каждого консула сопровождали 12 стражей - ликторов с фасциями - связкой прутьев, в которую был вставлен топорик. В пределах городских стен топорик удалялся, считалось, что здесь римлянин может быть казнён только по приговору суда. Перед народным собранием фасции склонялись - считалось, что власть народа выше власти консулов.
БАЛАМУТОВ А. А. -
член демократического объединения
“СВОБОДНАЯ РОССИЯ”,
преподаватель истории и мифологии.