ПАТРИОТЫ И ДЕМОКРАТЫ В РОССИИ: ЕДИНСТВО ИЛИ БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ?
Политика –
расклейка этикеток,
Назначенных, чтоб утаить состав…
М.Волошин.
Раскол русской общественной
мысли на западническую и
славянофильскую возник не сегодня.
Этому разделению уже не менее
полутора веков. И не один уже раз в
русской истории спор почвенников и
западников о путях развития России
прерывался неожиданно и весьма
печально для обеих сторон…
В 1917-ом году, в промежуток между
Февралем и Октябрем, либеральная
пресса любила пугать читателей
угрозой свободе со стороны
“черносотенства” и “реакции”.
“Слева у нас нет врагов”,
“контрреволюция может прийти
только справа”, - успокаивали себя
рафинированные демократы и
европейски образованные
социалисты. А к власти между тем
уверенно шла – и наконец ее
захватила - политическая сила,
выросшая вроде бы в недрах самого
радикального западнического
течения (марксизма). Те, кто
выступил против большевиков под
патриотическими лозунгами – за
“единую, неделимую Россию” или
даже за “святую Русь”, казались
крайними консерваторами,
защитниками исконных русских
начал. Но вот идеологический туман
рассеялся, и вдруг обнаружилось,
что большевики – эти, казалось бы,
радикальные западники - на практике
гораздо ближе к “исконной”
деспотии Иоанна IV, чем к
“Капиталу” Маркса или переписке
Энгельса с Каутским… (Кумир наших
нынешних коммунопатриотов,
“чудесный грузин”, - тот
впоследствии даже свои секретные
депеши в НКВД подписывал “Иван
Васильевич”). Белое же
патриотическое сопротивление, как
оказалось, объективно отстаивало
перед лицом этой новой азиатской
деспотии европейские ценности -
человеческое достоинство, личную
свободу, гражданские права. Победив
его, большевизм поставил жирную
точку в дискуссии славянофилов и
западников, раздавив и тех, и
других. И еще относительно легко
отделались те, кто смог уехать в
эмиграцию или кого выслали из
Совдепии на философском пароходе. А
оказавшись на Западе, многие,
вероятно, задумывались, только ли
через правую дверь приходит
реакция и одни ли “черносотенцы” и
“монархисты” – ее носители…
Но вот советский тоталитаризм в 60-е
– 70-е годы начал подгнивать,
репрессии ослабли, и в России
появился ряд полуподпольных или
подпольных организаций,
принадлежавших к различным
идейно-политическим течениям.
Упрощая картину, можно сказать, что
этих течений было три: “истинный
марксизм-ленинизм” (“необходимо
от плохого Сталина вернуться к
хорошему Ленину”); западничество
(либерального или
социал-демократического толка);
почвенничество или
неославянофильство. Первое из этих
направлений мы здесь рассматривать
не будем, остановимся на
некоммунистических оппозиционных
течениях – западничестве и
почвенничестве. Очевидно, что
грядущее противостояние
“демократов” и “патриотов”,
ставшее очевидным в годы
горбачевской перестройки, выросло
именно из этого раскола
диссидентского движения 70-х годов.
Демократы-западники настаивали на
приоритете прав человека (из
которых первым обычно
провозглашалось право на
эмиграцию) и выступали за
перенесение в Россию западной
парламентской системы, патриоты же
ратовали прежде всего за
возрождение русской культуры,
традиций и нравственных ценностей.
Хотя здравомыслящие силы
присутствовали в обоих лагерях,
представители этих политических
направлений постоянно обливали
друг друга грязью – сначала в
самиздате, а после 1987 г. и во вполне
респектабельных официозных
газетах и журналах. Почвенники
третировали правозащитников как
“пятую колонну”, агентуру США или
“жидомасонов”, в то время как те
клеили на консерваторов ярлыки
“фашистов” и “черносотенцев”
(впоследствии в обиход был пущен
термин “красно-коричневые”). Кто
же выиграл от этого противостояния?
Естественно, номенклатура - пока в
годы перестройки и ельцинизма
патриоты и демократы выливали друг
на друга ушаты помоев, она без помех
приватизировала в свой карман
богатства страны. Как заметил еще в
апреле 1992 г. (в интервью
С.Говорухину в Вермонте) Александр
Солженицын, патриоты и демократы
“вместо того, чтобы штурмовать
коммунизм, скорей его свалить,
начали грызть друг другу глотку. И
так стали ругательствами и
“демократ”, и “патриот””. А
позднее, уже после возращения на
Родину, писатель констатировал:
“Вместо того, чтобы активнее
использовать гласность для
расчистки от коммунизма, столичная
интеллигенция друг друга
проклинала, а номенклатура только
руки потирала и занимала нужные
места”. В России, таким образом,
демократы и почвенники не смогли
объединиться для борьбы с
коммунистической диктатурой, - в то
время как в конце 80-х годов
демократы и националисты в странах
Центральной и Восточной Европы,
Прибалтике и Закавказье
действовали единым фронтом.
Причина этого, возможно,
заключается в том, что за пределами
России коммунизм воспринимался как
нечто, насильственно навязанное
народу иностранной державой,
“российским империализмом”, и
борьба против него рассматривалась
как национально-освободительная.
Еще более интересные метаморфозы
произошли с обоими этими течениями
дальше, когда многие
демократы-западники поддержали
властные амбиции опального
обкомовского секретаря Б.Ельцина
(человека, несомненно, западной
культуры и европейски
образованного). В 1991 г. часть
“демократической интеллигенции”
совершила “хождение во власть”, а
немало ее представителей
превратились в идеологическую
обслугу ельцинского режима. Хотя
реально победу в августе 1991 г.
одержала российская номенклатура,
избавившаяся от союзного центра и
получившая возможность
бесконтрольно поделить
государственную собственность на
территории РСФСР, радикальные
демократы расценили победу
ельцинской группировки как свою
собственную. Именно они приняли
самое активное участие в создании,
наладке и обслуживании ельцинской
пропагандистской машины. Очень
скоро с их стороны стали звучать
голоса о необходимости разогнать
“реакционный” Съезд народных
депутатов, якобы мешающий Ельцину
проводить “прогрессивные
реформы”. Радикалы из “ДемРоссии”
и многочисленные представители
западнической “творческой
интеллигенции” постоянно
призывали Ельцина “во имя
осуществления реформ” установить
режим личной власти. Главная угроза
реформам, наперебой утверждали они,
исходит… да-да, опять же от них -
“черносотенцев”, “шовинистов”,
“фашистов”. (Конечно, ведь реакция
приходит только справа…)
Что же заставило “демократов”
столь трогательно слиться в
единстве с теми, кто их еще вчера
отправлял в лагеря в “психушки”?
Одним из мотивов сего странного
сближенья стал их общий страх перед
пробуждением русского
национального самосознания.
“Демократы” были готовы
приветствовать возрождение
национальных чувств где угодно – в
Армении, Грузии, Прибалтике, но
только не в России. Они испытывали
панический страх перед русским
национализмом, который у них еще с
диссидентских времен
ассоциировался исключительно с
“шовинизмом”, “фашизмом” и
“черносотенством” (хотя
исторически русский национализм в
целом был чужд ксенофобии и всегда
отличался тяготением к
всечеловечности. Печальные
исключения, разумеется, тоже были).
Даже академик А.Сахаров – и тот
утверждал, что “дух
славянофильства на протяжении
столетий представлял собою
страшное зло” (борьба славянофилов
в середине XIX века за отмену
крепостного права, земскую реформу
и свободу печати – это, конечно, зло
страшное, абсолютное и не имеющее
оправдания…).
Что же касается номенклатуры, то
она опасалась пробуждения
национальных чувств русского
народа из тех же самых соображений,
которые заставляли правительство
Российской империи брать под
подозрение славянофилов, а
верхушку КПСС - преследовать
“неославянофильство”. “У
порабощенных народов боятся
глубоких душевных движений,
вызываемых патриотическим
чувством”, - заметил еще маркиз де
Кюстин… (Ю.Андропов, между прочим,
считал русских националистов более
опасными врагами режима, чем даже
диссидентов-западников). Поэтому
пропагандистская машина
ельцинистов клеила ярлыки
“черносотенцев” и “русских
фашистов” налево и направо – и
прежде всего на тех, кто пытался
привлечь внимание к проблемам
русского народа. Номенклатура,
кстати, рассчитывала еще и на то,
что ультралиберальные лозунги
“ДемРоссии” создадут
замечательную дымовую завесу для
присвоения ею государственной
собственности. Крохи с барского
стола перепали, естественно, и
“демократической шушере”
(А.Галич), воспевавшей ускоренную
приватизацию и гневно обличавшей
“русский фашизм”.
“Интеллигенция в союзе с
татарщиной погубит Россию”, -
предупреждал русский философ
С.Булгаков в знаменитом сборнике
“Вехи” (1909).
Радикально-демократическая
интеллигенция в союзе с татарщиной
из Свердловского обкома Россию,
конечно, не погубили (или просто не
успели?), но разворовали
капитально…
Именно допущенные к дележу пирога
“демороссы” и рептильная
“демобразованщина” приняли
активное участие в идеологической
подготовке государственного
переворота в сентябре – октябре 1993
г. Теперь они из вчерашних
преследуемых превратились в
активных преследователей.
Некоторые особо ретивые
“либералы” призывали осенью 1993 г.
не только “раздавить гадину”, но и
выслать из России всех руцкистов и
хасбулатовцев. Как говорил герой
Солженицына, “ума ж не хватает, что
дорого – начать, через полгода и
ваших передушат…”
А как обстояло дело в другом лагере
– у патриотов? Логика политической
борьбы заставляла их поддерживать
Съезд и Верховный Совет, постепенно
переходившие в оппозицию Ельцину. В
сентябре-октябре 1993 г.
патриотические партии и движения
принимали участие в защите Белого
Дома. В то время в стране сложилась
парадоксальная ситуация, в чем-то
сходная с той, которая возникла в
России после октября 1917 г., - хотя
тогда это мало кто понимал.
Единственным подлинно
демократическим (и в этом смысле
европейским) политическим
институтом в 1993 г. в России был
парламент, то есть Съезд народных
депутатов. Можно вполне
согласиться с В.Садовниковым, что
система власти, утвердившаяся в
России в результате выборов 1990 г.,
“была – по своей объективной сути
– самым антисоветским и
антитоталитарным завоеванием
горбачевской перестройки”. (Ответ
Александру Зиновьеву // Оппозиция.
№13. 1995). Устранение Съезда означало
в каком-то смысле возврат к старой,
доперестроечной советской системе
(а чем-то и к еще более архаическим
временам). Соответственно,
демократы, соблазненные
западнической утопией и
поддержавшие указ №1400 и расстрел
парламента, объективно
способствовали победе ельцинской
номенклатурной деспотии, - то есть
играли на руку “татарской”,
авторитарно-этатистской традиции
российской политической культуры.
Патриоты же, защищавшие
Конституцию, объективно отстаивали
демократические завоевания
горбачевской перестройки 1985 – 91 гг.
и цивилизованный (европейский) путь
развития России – независимо от
того, из каких соображений они
пришли к Дому Советов.
(Приверженность принципам
демократии многих сторонников
парламента тоже не стоит
переоценивать). Воистину, “партии,
сами того не замечая, в пылу борьбы
обмениваются лозунгами и
программами, как Гамлет во время
дуэли обменивается шпагой с
Лаэртом” (Макс Волошин).
А после подавления патриотической
оппозиции Ельцин перестал
нуждаться и в попутчиках из
“демократов”. Мавр сделал своей
дело (благословил новый
авторитаризм) – мавр может уйти.
Еще Макиавелли учил, что никто не
закрепляет своей власти с теми, кто
помог эту власть завоевать. И вот
демобразованщину уже вежливо
просят подвинуться Сосковцы и
Коржаковы. “Оказалось, что слишком
ретиво истребляли мангусты
гадюк”… Дальше тоже все шло в
полном соответствии с Высоцким: “А
мангуст отбивался и плакал, и
кричал: “Я полезный зверек!”” Но
обкомовско-гэбэшно-военно-промышленные
пресмыкающиеся оказались для
Ельцина гораздо более полезными
зверьками, чем демомангусты.
Впрочем, и поделом. Как говорил еще
царь Соломон, кто роет яму, тот
упадет в нее, и кто покатит вверх
камень, к тому он воротится.
Итак, чем на этот раз завершилось
противостояние западников и
почвенников? Взаимная нетерпимость
70-х – 80-х годов переросла в кровавую
драму октября 1993 г. Внешне казалось,
что на этот раз “западники” с
помощью ельцинских танков победили
“русофилов”. Однако вскоре
обнаружилось, что над теми и
другими одержала верх прожорливая
и лицемерная номенклатура,
сросшаяся с откровенным ворьем.
“Российские демократы,
составители конституции 1993 года,
написанной кровью погибших в
московском Белом доме…, те
демократы, которые похвалялись тем,
что они разрушили “тюрьму
народов”, оказались в конце концов
теми, кем и были на самом деле:
создателями нового азиатского
деспотизма”. (Дж. Кьеза. Русская
рулетка. М., 2000. С. 28)
Все происшедшее, тем не менее,
отнюдь не вытекает из
принципиальной внутренней
несовместимости двух доктрин –
западничества и почвенничества, - а
объясняется скорее
психологическими комплексами их
отечественных носителей.
Западничество ведь отнюдь не
предполагает, что его адепт должен
ползать на брюхе перед Ельциным,
Гайдаром или США и считать
первейшим правом человека право на
эмиграцию, а славянофильство не
требует от своих приверженцев
обязательной ненависти к
“инородцам”. (Другое дело, что в
обоих противостоящих лагерях
хватало малоприятных личностей).
Вполне возможно – и это даже вполне
естественно - быть одновременно
либералом и русским патриотом, и
кажется совершенно нелепым, что у
нас эти направления мысли так долго
были между собой в конфликте.
В реальности ценности либеральные
и ценности патриотические не
только не противоречат друг другу,
но гармонично дополняют друг друга.
Как раз либеральная правовая
демократия и создает наиболее
благоприятные условия для развития
культуры, сохранения традиций и
национальной самобытности,
поддержки народного искусства и
ремесел, охраны памятников старины,
защиты природы… Эту взаимосвязь
понимали не только лучшие
представители почвеннического
лагеря, но и некоторые западники.
Как сказал еще в 1972 г. редактор
нелегального
православно-патриотического
журнала “Вече” Владимир Осипов,
“отношение наше к
демократическому движению самое
сочувственное. Вне всякого
сомнения – без гарантий прав
человека, без конституционных
свобод невозможно никакое
культурное возрождение”.
“Демократию, демократию! Свободу
духа! Любой ценой, - писал в те же
годы в дневнике
писатель-“деревенщик” Федор
Абрамов. – Еще раз: духовное
возрождение человечества, новый
взлет человека только в условиях
демократии”. А вот мнение такой
известной
либерально-западнической
организации, как “Демократический
Союз”: “Демократия и национальное
возрождение России взаимосвязаны,
и одно невозможно без другого.
Свободный народ не станет топтать
свою историю. Возродившаяся Россия
выберет политическую, духовную и
экономическую свободу”. (Заявление
“Большевики, не позорьте Россию!”
Московского КС ДС от 6 июня 1992 г.).
Если бы все участники
антитоталитарного сопротивления
мыслили столь же широко… А ведь и
опыт восточноевропейских стран, и
некоторые эпизоды отечественной
истории (например, совместная
борьба “зеленых” и
писателей-почвенников против
поворота сибирских рек в середине
1980-х годов) показывают, что
сотрудничество между демократами и
националистами в принципе
возможно.
Раскол диссидентского движения 70-х
– 80-х годов привел, подчеркну еще
раз, к печальным последствиям, и эту
ошибку нельзя повторять. А между
тем единый фронт демократических
патриотов и настоящих либералов и
демократов остается
необходимостью и сейчас, перед
лицом наглого наступления правящей
номенклатурно-чекистско-клептократической
клики на остатки демократии и прав
и свобод человека в России. Поэтому,
думается, пришло время задуматься о
создании политической силы
национал-либеральной ориентации,
которая бы борьбу за Русское
возрождение сочетала с борьбой за
Свободу и Право. Партия или
движение такого типа могла бы
объединить весьма значительную
часть российского общества. За
бортом она бы оставила лишь
радикалов - часть
радикал-демократов, некоторых
национал-патриотов (шовинистов и
фашиствующих правых) и коммунистов.
Основными требованиями новой
партии могли бы, в первом
приближении, стать:
пересмотр конституции в сторону
сокращения прерогатив президента и
расширения полномочий парламента;
восстановление публичной политики,
отмена всяческих процентных
барьеров для партий при выборах в
Думу, ликвидация цензуры на
телевидении и допуск к телеэфиру
всех политических сил России;
обеспечение гражданских и
политических прав и свобод
человека, прежде всего свободы
слова и СМИ;
развитие реально независимого
местного самоуправления;
реформа государственной службы,
делающая рекрутирование
политической элиты более открытым;
создание экологического и
социального рыночного хозяйства,
поддержка мелкого и среднего
бизнеса, превращение россиян в
собственников (народный
капитализм);
частичный пересмотр итогов
приватизации;
изъятие сырьевой ренты в
государственный бюджет с помощью
налогов;
поддержка развития кооперации,
особенно в аграрном секторе;
создание системы социального
партнерства предпринимателей и
наемного персонала;
поддержка крестьянства и
возрождение русской деревни;
защита окружающей природной среды
(в том числе – разработка и
использование экологически чистых
видов транспорта);
активная социальная политика;
поддержка русской науки и культуры,
молодых талантов;
прекращение войны в Чечне;
защита прав русских в “ближнем
зарубежье”;
материальная помощь русским
семьям, желающим переехать в Россию
из стран СНГ и Балтии;
постепенная интеграция России в
европейские структуры с учетом
национальных интересов России.
Программу такой партии могли бы
поддержать очень многие силы в
России – от социалистов и
“зеленых” до умеренных
патриотов-государственников.
Создание национал-либеральной
партии, несомненно, внесло бы
оживление в уже почти отмершую в
России политическую жизнь,
способствовало бы активизации
здоровых сил общества, которые
сейчас – ввиду отсутствия
публичной политики – не могут
найти точку приложения своих
способностей. То, что в нынешней
России нет реальных оппозиционных
сил (ручная КПРФ не в счет),
представляет значительную угрозу
для нашего будущего - лишенная
оппонентов власть будет
становиться все более и более
авторитарной. Уже сегодня мы во
многом вернулись в 70-е годы. “Что ни
день – фанфарное безмолвие славит
многодумное безмыслие…”. Ну а если
российское общество не выйдет из
апатии, если все будет идти так, как
идет сейчас? Что ж, тогда власти
скоро оставят нам одно право:
Вы падайте ниц –
Вам это право дано,
Пред королем падайте ниц, -
В слякоть и грязь, все равно…
(В.Высоцкий)
Н.В.Работяжев, политолог