ГЕОПОЛИТИКА
РОССИИ
Точка зрения
Человек задумывается о том, для
чего он живет. Человек стремится
оставить о себе память, воплотить
себя в будущем, перенести туда
элементы своего личного опыта.
Возникает связь времен, единая
историческая цепь, представляющая
собой памятники духовной и
материальной культуры,
определенные традиции,
национальный менталитет. "Лицом
к лицу лица не увидать, - большое
видится на расстоянии", - сказал
поэт. Так и общество, за огромным
шквалом бессистемной информации о
больших и малых событиях, теряет
возможность осмысливать
исторические процессы, видеть, как
рождается из глубины веков
настоящее, а в настоящем уже
проступают контуры грядущего.
Существуют ли закономерности в
этой постоянной исторической
эволюции, можно ли ее познать?
Существуют, поскольку существует
преемственность поколений, без
которой человечество остановилось
бы своем развитии на уровне
первобытного стада.
Определением национальных
стратегических задач занимается
геополитика. Геополитика - политика,
отражающая преемственность
различных этапов истории
государства, содействующая его
укреплению, реализации
стратегических задач, вытекающих
из его географического положения.
Сам термин "геополитика" был
введен шведским политологом
Рудольфом Челленом в конце XIX века.
Помимо географических
особенностей,Челлен считал
основополагающими такие черты
геополитики, как экономическое
развитие, национальные традиции,
социальная структура, политическая
форма управления государством.
Соотношение государства и
пространства волновало ученых и
политиков, стремившихся укрепить
позиции своих стран на мировой
арене.
В начале XX века британские
геополитики ввели термин "Хартленд".
Он обозначал
часть территории Евразии, владение
которой обеспечивало контроль над
"мировым
островом" - Европой, Азией и
Африкой. Сам Хартленд простирался
от Восточной и Центральной Европы
до Монголии и Тибета.
Континентальная держава,
овладевшая Хартлендом, получала
выход к морям и становилась опасным
соперником для морских держав -
Британии и США. Поэтому на
протяжении всего XX века политика
морских держав была направлена да
недопущение объединения Евразии, в
частности, на разжигание
конфронтации между Германией и
Россией. Итоги Второй мировой войны
почти воссоздали модель Хартленда
в виде Советского Союза и стран его
влияния. К этому времени уже
появилась на свет концепция
американца Спайкмена,
предусматривающая создание
Римленда - буферной зоны между
Евразией и морскими державами,
включающей в себя Ближний и Средний
Восток и Юго-Восточную Азию.
Удержание господства над Римлендом
было основной геополитической
задачей США в годы "холодной"
войны. В результате достигнутого
баланса сил возникло международное
политическое равновесие,
характеризующееся относительной
стабильностью, хотя временами
возникали острые кризисы (Куба,
Вьетнам и т.д.). В результате распада
"социалистической системы" и
Советского Союза это равновесие
было нарушено, что породило острые
конфликты на территории
Центральной и Восточной Европы (Югославия),
а также на территории стран бывшего
СССР (Абхазия, Южная Осетия и т.д.).
Возникла реальная угроза самому
существованию России как
национального государства. Это
заставляет рассматривать
фундаментальные вопросы
национально-государственного
бытия. Ключевыми областями
национального существования
являются духовный мир и экономика.
Духовный мир есть определенное
мировоззрение, составляющее
отличительное качество нации,
которое может иметь различную
идеологическую и политическую
трансформацию. Сохранение
традиционного мировоззрения при
изменчивости политической формы
является стратегической целью
национального государства. Россия -
уникальнейшая цивилизация,
созданная русским народом. На
громадных пространствах
раскинулась она, утверждая
духовные ценности социально-православного
мировоззрения, в союзе с исламом и
иными культурами. Развитие
социального православно-исламского
союза в рамках жесткого
федеративного Российского
государства является основой
политики России. Это ее
альтернатива мондиализму, это ее
альтернатива иным моделям. Это не
уход в патриархальное прошлое или
реставрация советской системы.
Напротив, это движение вперед в
области познания, основанное на
синтезе исторического опыта
прошедших поколений, создавших
духовно-православный фундамент.
Большое значение имеет поддержание
дружественных отношений русских с
тюркским этносом, как основа этно-конфессионально-
го баланса в срединной Евразии.
Многовековая история России
подтвердила возможность и
эффективность такого союза.
Тюркский этнос является для
русской цивилизации восточными
воротами в Азию с ее азиатским
способом производства, основанным
на космической гармонии природы и
человека. Россия тюркам открывает
путь к христианской цивилизации, в
то же время надежно защищая их от
могучих исторических конкурентов,
таких, как китайский, германский
или пан-исламский факторы. Общность
исторической .судьбы, особенности
географического расположения и,
наконец, современная политическая
ситуация, характеризующаяся
глобальной нестабильностью,
диктуют русско-татарский духовно-политический
государственный союз как
основополагающую линию внутренней
политики Российского государства.
Российская стратегия не должна
строиться по принципу "от
противного". Укрепление России,
ее историческая победа заключается
не в подавлении или уничтожении
иных народов и культур, а в
целенаправленном развитии своей
собственной культуры, улучшении
жизни своего народа. В этом
идеологическое отличие
геополитики России, с ее
полицентрическим взглядом на мир,
от геополитики Советского Союза, в
основе которой лежала идея
универсальности мирового процесса
с победой коммунистической
идеологии в мировом масштабе. Мы на
это не претендуем, нам этого не надо.
Есть наша Родина - Россия, и она
должна быть полноправным
историческим и политическим
субъектом. Могут быть культурные
автономии на ее территории, могут
иметь место различные философские
и религиозные направления, но они
не должны быть значимыми в
масштабах государства. Государство
должно иметь традиционные
идеологические и культурные
приоритеты. Русское население,
оказавшееся за пределами
Российского государства, должно
иметь возможность, сохранить
духовные и культурные традиции. В
этом - одна из стратегических целей
внешней политики. Интеграционный
процесс является ее основой.
Территориальное единство
традиционного Российского
государства, сложившееся в
результате длительных
экономических и культурных
контактов, необходимо восстановить.
Это тем 6олее актуально, что границы
Российской Империи и Советского
Союза были не результатом бюрокра
тических экспериментов, типа
передачи Хрущевым Крыма в дар
Украине, а географически и
политически закономерным
результатом развития русской нации.
Вопросстоит так: либо Россия
восстановит в течение обозримого
периода времени свои границы и у
нее снова появится историческая
роль, либо будет происходить
процесс ее угасания, распада и
поглощения. Третьего пути не
дано.
Естественно, что объединение
должно происходить путем
политическим, а не силовым. Этому
будет способствовать обеспечение
социально-экономического:
потенциала развития территорий.
Такие отрасли, как энергетика,
машиностроение, транспорт,
продовольствие, оборонная
промышленность, космическая
техника, вычислительные средства и
связь, должны представлять собой
систему экономической
безопасности России. Отсутствие
самодостаточности в этих
технологиях на уровне мировых
стандартов является угрозой
национальной безопасности, так как
открывает возможность
эффективного кономического
шантажа и давления извне. !
Необходимо обозначить
приоритетные направления
российской политики. Здесь, по
исторически сложившимся
обстоятельствам, Россия имеет
двуединый подход: национальный и
конфессиональный. Национальный
означает консолидацию на
общеславянской основе. В условиях
возрастания агрессивных
националистических тенденций в
Западной Европе для народов
Центральной и Восточной Европы
идея общеславянского братства
может стать идеологической основой
политических союзов. Восточное
христианство способно стать
связующей основой народов Южной
Европы. Таким образом, возможность
создания дружественного блока на
Юге и Западе, открывающего доступ к
южным и западным морям,
обеспечивающего "мягкий"
вариант взаимодействия с
европейскими и исламскими
цивилизациями. Восток России будет
защищен, в первую очередь,
внутренним единством евразийского
пространства России. Особенность
изложенного подхода состоит в том,
что для его осуществления нет
необходимости применять военную
силу. Он органичен, ибо основан на
исторической логике и
геополитической закономерности.
Это надо лишь осознать и правильно
направлять свою деятельность.
В. Журавлев,
депутат Государственной Думы,
член Комитета по вопросам
геополитики