ОБ ОСОБОСТИ ГРУЗИН
В целом, остаюсь на своих прежних
позициях: никакая революция - ни
"оранжистская", ни
национально-освободительная, ни
социалистическая, - нам не грозит. И
более того, шансы на нее с каждым
годом падают, ибо способности людей
к самоорганизации деградируют. Как
верно заметил Джон Стюарт Милль,
"всякое усилие сдерживается
гораздо лучше сознанием его
бесплодности, чем любой
репрессией"
("Представительное
правление"). Крушение всех - ВСЕХ!
- попыток самоорганизации в период
после 1990 г. (за исключением
сомнительного успеха КПРФ - но там
наличествовали старые связи и
организационный ресурс) парализует
новые попытки совместных действий
лучше любых драконовских законов.
Причем если в 1992 г. еще удалось
создать достаточно массовую
структуру, проработавшую год - я
имею в виду ФНС, - то уже после 1993 г.
ни одна партия и организация даже
отдаленно не достигла этого
результата.
Можно указать на спонтанную
самоорганизацию 1905 и 1917 годов.
Однако та ситуация была более
благоприятной, и вот почему. Что
представляли собой тогдашние
советы? Их создали вчерашние
крестьяне, пришедшие в город, т. е.
те, у кого еще был навык и опыт
решения дел на мiрской сходке, навык
общинной демократии. И эти советы
были воспроизведением, трансляцией
(римэйком, как сейчас бы сказали)
общинных демократических
институтов. Вот если б в советских
колхозах были такие же мiрские
сходки и собрания, - тогда да, в
спонтанную самоорганизацию и я бы
поверил. (Кстати! - обратим внимание,
что во время "оранжевой
революции" депутаты Львовского
горсовета упразднили должность
главы администрации и сформировали
подотчетный им исполком! Словно бы
вдруг пробудилась изначальная идея
советов - прямо по Троцкому -
Хрусталеву-Носарю - Чхеидзе -
Пыхтину...) За последние же
девяносто лет способность людей к
коллективным действиям была
оччччень сильно подорвана, - мне
кажется, сей факт склонны
недооценивать. Руслан Имранович по
сути верно ведь сказал в конце
сентября 1993 г.: "Семьдесят лет
тирании сказываются. И апатия,
аполитичность, социальный страх
налицо". ("День", 1.10.93). А
каждый год существования нынешнего
бонапартизма означает, увы, все
большее ослабление способностей к
самоорганизации.
Грузия! - скажете Вы. Хорошо,
рассмотрим пример Грузии и выясним,
чем она отличается от России.
Во-первых, кажется мне, что перед
лицом тоталитаризма малые народы
вообще лучше сохраняют свое
этническое самосознание (а значит -
и способность к солидарным
действиям), чем большие. Скажем,
клановую социальную структуру на
Кавказе никакой террор не смог
разрушить. Национальную
солидарность - тоже. И в
постсталинский период в Грузии
массовые народные выступления,
воодушевляемые униженным
национальным чувством,
происходили. Так, едва не переросла
в национальное восстание
демонстрация 9 марта 1956 г. в Тбилиси.
А многотысячная демонстрация
молодежи с требованием сохранить
грузинский язык в качестве
государственного в апреле 1978 г.!?
Если бы Ю.В.Андропов предложил... ну,
скажем, считать иврит
государственным языком РСФСР -
русские студенты организовали бы
подобное шествие? Русское же
самосознание и развито было слабее,
и вытаптывалось жестче (помните,
Ю.В.Андропов: наш главный враг -
русские националисты...)
Чем еще ситуация в Грузии
благоприятнее с этой точки зрения?
Не кажется ли, что сам факт, что 30
лет во главе Империи стоял
Джугашвили, способствовало
каким-то образом сохранению
национальных чувств грузин? Кроме
того, сия республика в составе СССР
занимала вообще сугубо
привилегированное положение.
"Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у
моря..." Не исключаю, что
Закавказье вообще было реальной
метрополией в СССР, в то время как
РСФСР - колонией. Федор Абрамов,
побывав в Армении в середине 1970-х
годов, во всяком случае, пришел
именно к такому выводу.
Замечательная, кстати, политика
"дружбы народов" - разорять
Центральную Россию во имя
относительного процветания
окраин... Так или иначе, случай
Грузии - особый, и несмотря на все
сходство с нынешней Эрэфией, она
находится в более благоприятном
положении. Потом, Грузия - все -таки
национальное государство, а не
интернационально-вавилонско-русофобская
империя, как Россияния. Думаю, что
любое национальное государство для
развития национального
самосознания более благоприятно,
чем Империя, в которой слово
"русский" фактически под
запретом. (Обратите внимание: в
"брежневской" конституции
РСФСР 1978 г. словосочетание
"русский народ" один раз
упоминалось. Авторы
"ельцинской" 1993 г. от сего
пережитка проклятого
тоталитарного прошлого
благополучно избавились).
Николай Работяжев