Владимир Фёдоров.
РИМСКИЕ ШТУДИИ
Антирусские и
антиправославные историки;
всевозможные современные "обоснователи"
некой "негативной
эксклюзивности" России и русских;
обманщики, лукаво выводящие те или
иные беды нашей страны не из
конкретных исторических ситуаций,
а из антинаучных, с расистским
душком, представлений об "извечном
русском рабстве"; "генетической
предрасположенности русских к
тоталитаризму"; "тоталитарной
парадигме России" - когда совсем
уж вставать на позиции пещерного
расизма и утробного антируссизма
неудобно, частенько пытались и
пытаются по сей день "вывести"
зловредные "русские рабство и
деспотизм" из "византизма":
дескать, Россия явилась духовной и
политической преемницей Византии.
Последняя же являла собою царство
мрака, бесправия и даже...
Тоталитаризма! "Византийский
тоталитаризм" приспособил к делу
Г. Федотов: "Византинизм есть
тоталитарная культура, с
сакральным характером
государственной власти, крепко
держащей Церковь в своей не слишком
мягкой руке. Византинизм исключает
всякую возможность зарождения
свободы в своих недрах". ("Россия
и свобода").
Нынешняя русофобская "общественность"
с удовольствием повторяет его - то
ли лукавые, то ли малограмотные -
заклинанья.
Чтобы уберечь читателя (особенно,
если он никогда не интересовался
историей Византийской Империи) от
"магического действия"
псевдолиберальных "мантр" и
мифов, попробуем разобраться - что
же собою представляла Византия в
политическом, общественном,
экономическом и культурном
отношении?
1. Начнём с того, что не было
никакой "Византийской Империи".
Вопрос: откуда и зачем она "появилась"?
Тут надо иметь в виду три
обстоятельства.
Во-первых, Римская Империя (именно
так именовало себя это государство
со столицей в Константинополе - и
именно так следует его называть;
себя же "византийцы" именовали
ромеями, т.е - по-гречески -
римлянами; свою страну они называли
ещё "Романия"; т.е., по-русски,
буквально - "Римия") - по
крайней мере, до дичайшего погрома
её варварами-крестоносцами, -
являла собою носителя непрерывной
и аутентичной римско-античной -
истинно европейской - традиции и
государственности. Разумеется,
здесь надо ввести множество
естественных поправок, которые
время вносит в развитие любого
государства.
Во-вторых, на Западе эта традиция -
увы! Была во многом утрачена из-за
тотального разрушения и всеобщего
хаоса, произведённых Европейской
Революцией ("Переселением
Народов") IV-V вв. При этом
авторитет, непревзойденная
образцовость, недостижимость-идеальность
Римского Государства были таковы,
что полудикие варвары, овладевшие
Европой, постоянно апеллировали к
этой традиции, благоговели перед
ней.
Политический гений VIII века - Карл
Великий - восстановил, наконец, эту
традицию (Традицию!) и на Западе
тоже... Но что же это могла быть за
Реставрация? Суррогат, паллиатив,
наивная имитация... Особенно - в
условиях неукротимого и
всепобеждающего развития
классической феодальной системы.
Карлово Возрождение как культурный
феномен (которым я, кстати,
восхищаюсь куда более, чем
Возрождением-II) тоже - строго говоря
- было грубой имитацией (но как
самостоятельное явление -
великолепно!)...
Неумело-подражательный и
примитивный характер этой "Реконструкции"
в особенности был заметен на фоне
живой римской истории и традиции.
Властолюбивый (но умный и гораздо
более совестливый, нежели
позднейшие политики) Карл не смел
провозгласить себя Императором!
Император Римский - единственный (всякие
штучки времён Константина и ранее:
2-3 Цезаря в единой формально
Империи - к тому времени
подзабылись). Император сидит в
Константинополе!
Только переворот Ирины дал ему "карт
бланш" на Империум (женщина не
могла быть "Делегатом Империума").
Но и с узурпаторшей он вёл
переговоры о браке, чтобы как-то "утрясти
это дело"...
В-третьих, уровень развитости
аутентичного Римского Государства,
состояние римского общества,
уровень римских технологий и общей
культуры были таковы - на фоне
остальной Европы... Ну вот
представьте себе инопланетян,
прилетевших на Землю и вынужденно
на ней обосновавшихся (скажем, из-за
поломки космоплана). С удивлением и
брезгливостью глядящих на нас... И
нас - дикарей, никак не могущих
понять, как это Сыны Неба
умудряются проходить сквозь стены?!
Помимо всего прочего, у "западноевропейцев",
а равно - у восточных славян (и у "ведущей
и направляющей силы" их общества
- варяжской "братвы") возник
стойкий комплекс неполноценности
глухого провинциала (это в лучшем
случае!). Одни придумали "Византию":
"Настоящий (к тому же - и город с
таким названием) Рим - у нас, где
Папа!". Другие - воспользовавшись
окончательным крушением Империи (прямо
и честно скажу: к тому времени -
Восточной её половины; ибо римская
добротность Западного Райха -
Священной Римской Империи
Германской Нации - в 1453 г. -
несомненна!) - объявили себя
законными "продолжателями её
бессмертного дела": "Москва -
это Рим сегодня!"...
Столкнулись два грубых и кривых
отображения Великой Традиции -
появилось надуманное понятие "Византия"
(будем точными: слово "Византия"
- от городка Византий,
существовавшего в древности где-то
на территории позднейшего
Константинополя, - было придумано
европейскими авторами XVII века).
Был создан миф. Он укреплялся на
фоне противостояния Папского Рима
и "неохваченных и несознательных
тов,тов. с востока Европы".
Отчасти - Германо-Римского Райха и
Русского Ц(ез)аря... Любопытно, что
Димитрий II (именуемый с подачи "демократически
избранного царя" Василия
Шуйского всякими последующими
иловайскими "Гришкой Отрепьевым")
ничтоже сумняшеся титуловал себя
"Императором", что приводило
Папу и Германский Рейхстаг в
неистовство...
А уж когда сей миф попал в руки
культурных фальсификаторов на
Западе и литературных хлестаковых
в России...
2. В пору расцвета Средневековой
Римской Империи ("Византии") по
всей Европе - от Парижа до Киева -
господствовали феодальные
отношения.
Главная характеристика
классического феодального способа
хозяйствования - соединение в одних
(деспотических) руках государства и
собственности. Это объединяет
русское Средневековье с
западноевропейским и на 95%
противопоставляет их обоих
современной им Восточной Римской
Империи.
При феодализме классической и
постклассической поры
собственность (на основное
тогдашнее средство производства -
землю) и власть (над теми, кто эту
землю - конкретную сениорию; феод etc.
- населяет) принципиально
неразличимы. Причём, собственность
носит условный или, по крайней мере,
юридически условный, а власть - (теоретически)
временный характер: жалование от
сюзерена за добросовестную (или не
очень) службу.
Строго говоря, при классическом
феодализме - на Руси ли, у франков ли
- не было никакого "государства",
отдельного от "должностного лица"
(тов. барона/боярина). Барон (граф;
князь; маркиз и т.д.) - он же
распорядитель землёю+распорядитель
поголовьем=ограниченный только
обычаем и своею "левой пяткой"
(да ещё - когда более, когда менее -
своей собственной вассальной
зависимостью) Господин (Dominus) - это и
было "государство".
Иное было технологически
невозможно в тогдашней Европе от
Атлантики до Урала.
Крупнейший русский историк-"феодалист"
Николай Павлов-Сильванский очень
скрупулёзно и безупречно показал в
своих работах принципиальное
тождество русского и западного
феодализмов. Объясняет он это -
порою до смешного буквальное -
сходство не совсем так, как это бы
сделал, к примеру, марксист: в
частности, он выводит его из
общеарийской древности, единства
базового германо-славянского права
и (домысливаю) "германо-славянского
засилья" в постримской Европе:
разных Рюриковичей и Каролингов.
Другое дело - "Византия". Там (в
пору самого "разгара"
феодальной раздробленности в Зап.
Европе и России) пышным цветом
цвели самые сложные и определяемые
римским правом
частновладельческие отношения.
Помещики и крупные магнаты - были
равноправными римскими гражданами-"частниками".
"Частниками" (фермерами) были и
многие крестьяне (преобладающая их
часть). При этом "заботливое
государство", порой, "оберегало"
их от опёки (полу)феодалов (точнее -
латифундистов "a la Парагвай") и
банков - принудительно расторгая
кабальные сделки купли-продажи и
ипотеки (в страхе перед
крестьянской революцией:
безземелье было бичом Ромейской
Империи).
Промышленность и торговля
Восточной Римской Империи были
сложными и развитыми системами, в
коих гибко сочетались частное
владение и "кейнсианское"
регулирование.
В 10 веке Римская Империя
экономически походила, скорее, на
Россию или Пруссию где-то так 1865
года, нежели на что-либо вокруг себя.
Другой уровень; другой порядок (в
математическом смысле); другое
качество.
Всё это регулировалось не обычаями
и неуклюжими "Правдами"
Каролингов и Рюриковичей: "А не
захощет тот смерд куны (или бели)
платить мёдом, тогда учинить Божий
Суд... Etc.", - а вменяемыми
Кодексами Юстиниана и Василия (коими
и сегодня руководствоваться можно)...
Если сравнить Византию с тогдашней
примитивной и тёмной (за
исключением, пожалуй, Британии)
Западной Европой, то последнюю
отличала гипертрофированная
моносубъектность власти ("власти-собственности").
Причём, до такой степени власть,
собственность и субъект оных не
разделялись, что даже и понятие "государство"
здесь как-то неудобно применять:
никакого Вам государства! Только
"субъект" (маркграф "на
хозяйстве"). О подобной дикости
применительно к тогдашней
Ромейской Империи даже и
фантазировать-то смешно...
3. А чем была в ту пору Римская ("Византийская";
Ромейская) Империя в общественно-политическом
отношении?...
Возьмём, например, 10 век. "Византия"
являет собою вполне современную (нам)
развитую государственность (на
фоне дикарских "чифдомов"-полугосударств
Западной Европы), выросшую из
принципата (система, созданная
Августом: Император - Первый
Гражданин; формально сохраняются
республиканские учреждения),
переболевшего доминатом (от "доминус"
- "господин"; система
фактически неограниченной
монархии, созданная Диоклетианом в
III веке).
Император юридически был
магистратурой: должностью. Эта
должность была выборной. Средний
срок правления Василевса
объективно составлял 12-13 лет. Да - он
был Помазанником Божиим; да,
довольно часто он (по старой "доброй"
римской традиции) становился
неограниченным - или почти
неограниченным - диктатором... Даже -
порой - деспотом. Но "царём",
"королём", etc. по "праву крови"
юридически он не был: и римляне, и
греки-ромеи считали такой подход
дикостью: ср. с древнеримским"Caesar
non rex!" ("Цезарь - не царь!").
Новая, "византийская",
традиция, разумеется, внесла
поправки в римское правовое
наследие: в национальном ромейском
сознании Император - это Царь (Василевс);
выборы его часто оказывались
фикцией; по факту - возникали
династии...
Но "правовая философия",
обосновывавшая (иногда - по
умолчанию) власть
Константинопольского Цезаря, была
совсем иной, нежели парадигма
королевской власти в Западной
Европе. Василевс был "делегирован"
Империумом (совокупностью властной
Благодати, распределённой Богом
между гражданами, Церковью,
государственными институтами и,
конечно, армией), лишь "фокусируя"
его: сравните с китайским подходом,
когда Государь, наоборот,
распространяет Благодать (Дэ) на
всё вокруг... Уже в результате
Помазания (а не по "праву
рождения") Император становился
и прямым проводником Божьей Воли.
Впрочем, "китайский" подход,
чуточку иначе формулируемый (порой
- невнятно; порой - никак вообще не
формулируемый), был ведь характерен
и для Орды, и для Руси, и для Франции,
и для Британии... Вот немцы - отдадим
им должное - римскую культурно-политическую
концепцию власти частично
восстановили... Потом ещё и поляки...
Последние - в форме уродливой и
глупой (что совершенно обыкновенно
для поляков) карикатуры.
Технологически система властных и
т.п. институтов Ромейской державы
была системой XIX-XX веков.
Что важно: "в Византийской
империи организация власти,
хозяйства и быта была основана на
писаном законе" (Г.Г. Литаврин -
один из ведущих современных
византистов; в книге "Как жили
византийцы"). Да, законы часто
нарушались; да - коррупция в иные
поры приобретала колоссальный
характер... Но это были болезни
развитого общества...
Что не менее важно: римские законы
прямо провозглашали равноправие и
свободу граждан. В ту пору, когда в
остальной Европе не существовало
даже понятия "гражданин".
Опять-таки, эти равноправие и
свобода часто были липовыми (как, к
примеру, сегодня у нас): но
существовал конституционный
принцип, к которому апеллировали в
судах!
Судопроизводство же в Римской
Империи было вполне современным и
строго регламентированным. В
частности, уголовный процесс в
обязательном порядке включал "следствие,
доказательство обвинения с
привлечением свидетелей,
адвокатскую защиту, вынесение
приговора и апелляцию к суду более
высокой инстанции" (Г.Г. Литаврин).
Для придания приговору
литературной и отточенной формы (обычно
- в особенно серьёзных процессах)
суд иногда приглашал "софиста"
или "ритора", который, выслушав
"простые (и часто -
несправедливые) слова римских
зорькиных", превращал приговор в
нечто похожее на ноту Чемберлена (почему-то
наиболее ценились риторы/софисты,
которые тараторили так быстро, что
писцы за ними не поспевали:
например, некий Пселл, который на
этой ниве заработал миллионы)...
В "просвещённой (той же "Византией"
и арабами) Европе" в это время
судили "водой и железом"; "спрашивали
у Волшебного Волчка"... А высшим
"юридическим шиком" считался
поединок истца и ответчика
дубинами.
Вооружённые силы Империи являли
собой не буйное скопище
дружинников, а регулярную армию с
призывной и контрактной системой, с
культурным и образованным
офицерским корпусом...
В Римской Империи существовало
развитое гражданское общество.
Разумеется, в рамках авторитарной (но
никак не не тоталитарной!) системы
"цезаризма" и с поправкой на
общий дух эпохи (куда деваться -
современная швейцарская система
тогда была невозможна технически -
даже в "Византии").
Основой гражданского общества
Романии была система корпораций-профсоюзов
(рядом с коей цеховая система
Европы выглядит весьма убого),
одновременно являвшаяся системой
торгово-промышленной и
потребительской кооперации. Она
строилась на принципе свободного
членства при строгом отслеживании
уплаты членских взносов и
немедленном исключении
неплательщиков. Бедняки и
неудачники, конечно, страдали...
Эти корпорации генетически
восходят к древнеримским коллегиям,
но развились они из этих коллегий
до технологического уровня
современных трейд-юнионов.
О роли корпораций в деле "защиты
трудящихся" (скорее - мелких
предпринимателей, но и "рабочей
силы" - тоже), об их борьбе с
государством, о детально
проработанной системе
регулирования бизнеса в "Византии"
можно сложить эпос...
В Романии всегда была развитая и
действенная система местного
самоуправления: городские и
сельские коммуны...
В средневековой Римской Империи
были легальные политические партии
(сложившиеся вполне "по-римски":
как группы цирковых=ипподромных
болельщиков) - "белые"; "красные";
"голубые" и "зелёные". "Белые"
и "красные" к 10 веку "рассосались",
а "зелёные" и "голубые"
превратились в мощные политические
группировки, собиравшиеся на
ипподромах не столько посмотреть
на лошадок, сколько обсудить
очередной план смены тов. Василевса.
4. В Римской Империи был огромный
слой интеллигенции - о чём
применительно к тогдашней Зап.
Европе или Руси не может и речи идти!
Ромейская держава была страной
высокой (если не поголовной)
грамотности; "Византия" была
"завалена" литературой (которая,
впрочем, была очень дорога).
"...По сравнению с передовыми
средневековыми странами Западной
Европы, Византия IX-XII веков заметно
выделялась и относительной
распространённостью грамотности в
широких слоях простого (особенно -
городского) населения, и уровнем
образованности своей
интеллигенции... Образованный
византиец не разлучался с книгой."
(Г.Г. Литаврин).
Естественно, что мощная
интеллигенция не могла - хоть бы и в
условиях авторитаризма (а порой -
полицейщины и тотального
стукачества: римская тайная
полиция стоила если не ФБР, то
сигуранцы) - не быть естественным
питомником свободомыслия и душой
политической борьбы.
Вот знаменитый философ Иоанн Итал (в
XI веке) - итальянец, правдами и
неправдами добравшийся до
Константинополя, чтобы получить
приличное образование. Таки-получил!...
Собирает гигантские митинги на
главных площадях Константинополя,
пропагандируя античные идеи...
Между прочим, одной из важнейших
составляющих культурно-общественной
борьбы Романии, во всяком случае, до
погрома, учинённого дегенератами-уголовниками
("крестоносцами") было
противостояние (точнее -
диалектическое оппонирование-синтез)
теоретиков Православия и
ревнителей античного наследия,
которое (наследие) на самом деле
никогда и не прерывалось (что бы там
ни писали Морозов и его жалкий
эпигон Фоменко) - благодаря именно
непрерывности Римской
Государственности, да ещё арабам; в
Западной Европе, современной
живому и цветущему Риму, - римские
статуи раскалывали на мощение
дорог, а тексты шедевров соскребали,
используя страницы книг для своих
корявых каракулей...
Вот поэт Михаил Глика (XII век) - и
книги его тиражируются (это Вам не
Прага какая-нибудь, где одну на весь
город книгу приковывали цепями:
чтоб не спёрли... Хотя - кому она там
нужна-то была? Разве что - в ту же "Византию"
переправить?) - обличает в стихах,
кого не лень (объективности ради,
скажем: очень рискуя); грозит власть
имущим:
"Там правду не удастся скрыть
подарками и лестью,
Замолкнут там язык молвы, доносы
сикофантов..."
Разумеется, я далёк от того, чтобы идеализировать общественную жизнь Романии. Это было во многом - действительно полицейское государство. Но это было вполне "современное государство"; там было - пусть и давимое цезаризмом и стукачеством - общество: это общество боролось за свои права и т.д. Какое может быть сравнение "Византии", скажем, 10-го века, с дикой, грязной, поголовно неграмотной, общинно-феодной, примитивной Зап.Европой того же времени?!!
5. Рассмотрим теперь актуальный
для нас вопрос: массовые народные
движения в "Византии".
Вопреки пустомелям федотовым и
невеждам фонмизесам,
революционаризм был перманентной
особенностью ромейского общества...
Частенько малейшее повышение
налогов вызывало цепную реакцию
восстаний и приход нового Цезаря (на
первых порах - "либерала")... А
что ещё некий либерал-свободолюб от
6-12 веков может потребовать? Чтоб
византийцы "Декларацию прав
человека" нам на радость "сбацали"?
И Робеспьера бы греческого
отыскали в среде адвокатуры (по
численности превышающей
французскую XVIII века)?... И зачем,
спрашивается, им гильотина была
нужна? Они - глаза выкалывали:
гуманно - почти, как эвтаназия...
Глядите-ка, современную Голландию
обогнали...
Отметим, что ромейские восстания, в
отличие от европейских того же
времени, были, по преимуществу,
гораздо более осмысленными и
политически грамотными,
руководимыми вполне очерченными
городскими политическими партиями...
Всё это было изрядно замешано на
совершенно "уругвайской"
традиции путчей и государственных
переворотов - это уж другая песня...
Многие нюансы ромейской жизни нам
сегодня понять трудно: с одной
стороны за "оскорбление Величия
Римского Государства" можно
лишиться зрения (но не по
самодурскому произволу какого-нибудь
безумного Генриха или Иоанна), с
другой - некий "гражданин Стилиан"
подходит к императору Льву VI во
время богослужения в церкви Св.
Мокия и колотит его палкой по
голове... Все - включая и Патриарха -
разбегаются, кто куда...
Вдобавок к диссидентствующей
интеллигенции в городах Римской
Империи существовал огромный слой
бездельничающего плебса - верного
наследника старых римских
пролетариев; еды им - в отличие от
староримских времён - никто "за
так" не давал. Поэтому маленькие
бунты и потасовки вспыхивали (особенно,
в рыночных кварталах) чуть ли не
еженедельно. При малейшей
социальной тенденции к восстанию -
таковое разгоралось немедленно:
первым делом - громили Налоговое
Управление и жгли списки
налогоплательщиков; затем - грабили
магазины и дома богачей...
В случае неудачи инсургенты
удалялись в Болгарию и объявляли её
независимость (вполне внятно и
членораздельно "артикулируя"
современные либеральные воззрения
на самоопределение народов)...
Кстати, - не без влияния старых
традиций городского и сельского
самоуправления - самым популярным
лозунгом восстаний даже в сугубо
греческих "регионах" - фемах - (естественно,
после лозунга "Долой налоги!" -
это у них была самая больная
проблема) был клич "Отложиться!"
(от "проклятого цезаристского
государства", конечно же)...
6. Есть и ещё дурная "либеральная
привычка": называть отношения
Церкви и Государства в Романии "цезарепапизмом".
Так, "пымашь, принято говорить... У
прыличном обчестве"...
Но это то же самое, что называть "режим
Буша" - "фашизмом". Впрочем -
последнее гораздо ближе к истине...
Да, Церковь часто делала то, что
было угодно Василевсу... Не всегда -
и далеко не всё!
Да, порой Император через "придворную
партию" и систему интриг и
родственных связей проталкивал
свою кандидатуру на пост Патриарха...
Но часто всё бывало совсем наоборот:
Церковь навязывала "своего"
Василевса (а то и поддерживала
претендовавшего на этот пост вождя
очередной революции).
Корректно будет сказать, что
Церковь являла собою достаточно
самостоятельную и пользующуюся
колоссальным авторитетом силу,
находясь в сложно-равновесной
системе отношений с государством и
Цезарем. Причём, по причине гораздо
более высокой политической
культуры, нежели, к примеру, в
Германии того времени, эти
отношения ("борьба-симбиоз")
были на голову сложнее, тоньше,
закамуфлированнее, нежели
дуболомно-прямолинейная борьба,
скажем, пап с западными
императорами...
Что верно подметил Федотов - власть
в Восточной Империи действительно
была сакральна.
В отличие от Западной, католической,
Европы - где сакральность власти
имитировалась её суррогатом:
дурной, мракобесной,
невежественной и грубой пародией
на мистику власти.
И уж конечно, западноримский
папоцезаризм, превращающий Церковь
в бюрократически-централизованный
суррогат, ненадёжную замену
отсутствующей системы гражданской
власти - ничуть не лучше любого "цезарепапизма"
(к примеру, чуть более поздних
британского и российского)...
7. Суммирую вышесказанное словами
старого русского историка
Васильева, классика
византиеведения (по поводу Краха 13
апреля 1204 года - разгрома
Константинополя крестоносцами):
"Западноевропейское варварство
победило самое культурное
государство средних веков"(курсив
мой).
Лучше не скажешь.
Когда нынешние "духовные"
наследники людоедского Карфагена и
троглодитов, учинивших погром
Византии, подлинные носители
современного тоталитаризма - США и
"просвещённые европейцы" -
громят, бомбят и грабят преемников
Православного Империума -
Югославию и Россию; когда они
держат сторону полудиктаторской (и
нехристианской) Турции против
православной Греции - невольно
вспоминаются эти слова.
...В заключение необходимо сказать о
том, что Россия действительно во
многом явилась преемницей
Ромейской Державы, многое переняла
от неё.
Это высокое наследие не испарилось
даже в наши дни - в пору
колониального порабощения и
унижения нашей Родины.
И во всякое время нашей Истории "византизм"
был одним из источников духовного,
культурного и
государствоустроительного
превосходства России над "цивилизованным
Западом", помогал нам создавать и
укреплять геополитическую и
сакральную Империю 862-1991 гг. -
грандиознейшее творение русского
народа.
"Византийская Эпоха" подаёт
воодушевляющие примеры и нам,
сегодняшним: воссоздание единой
средиземноморской Империи
Юстинианом в 527-565 гг. и
восстановление Ромейского
Государства в 1261 г. после "крестового
погрома" и долгой
освободительной войны.